Упрощенный бухучет для СМП
Содержание статьи:
Вступление
Большая часть субъектов малого предпринимательства наделена правом ведения упрощенного бухгалтерского учета. Данный способ разрешает фирмам, не имеющим значительных оборотов и применяющим специальный налоговый режим, не заполнять отдельных видов отчетности, как внутренней, так и внешней. Кроме того, компания, применяющая такой вариант бухучета, получает возможность использовать сокращенный план счетов и иные допущения.
Упрощенное ведение бухгалтерского учета регулируется документами:
- ФЗ № 209 от 24.07.2007 года.
- ФЗ-402 от 06.12.2011 года (ст.6).
- ФЗ №292 от 02.11.2013 года.
- Приказ Минфина России № 66н от 2.07.2010 года.
- Информации Минфина N ПЗ-3/2015.
Каждый документ содержит отдельные сведения о порядке применения системы упрощенного бухгалтерского учета, об утверждении новых форм отчетности.
Что такое упрощенный бухучет?
Суть упрощенного бухучета заключается в предоставлении небольшим компаниям возможности организовать учет поступлений и произведенных хозяйственных операций максимально простым и понятным способом. Иными словами, компании, использующая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, получают возможность самостоятельно выбрать порядок и условия организации учета хозопераций предприятия.
Руководитель также должен учитывать тот момент, что сведения, изложенные в отчетности, несмотря на упрощенный вариант, должны отличаться достоверностью, правильностью и отсутствием ошибок. При составлении учетной политики предприятие может указать ведение бухучета по простой системе, без использования двойной записи.
Упрощенный бухгалтерский учет имеет такие преимущества:
- руководитель предприятия самостоятельно может вести бухучет, изложив принятое решение в специально изданном приказе;
- компания вправе использовать сокращенный план счетов, к примеру, для основного производства и затраты на реализацию будет предусмотрен только один счет, без применения субсчетов;
- в случае оплаты налога на прибыль, при применении ПБУ 18/02 постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства можно не учитывать;
- резерв на оплату отпускного пособия наемным сотрудникам также можно не создавать;
- фирма освобождается от применения отдельных инструкций по ведению бухучета;
- все ошибки, допущенные после подписания документации за год, признаются несущественными и могут быть исправлены в обычном порядке;
- предприятие может учитывать проценты по любым займам, включая оформленные на покупку активов, как прочие расходы;
- компании разрешено составлять упрощенные формы бухгалтерской отчетности.
Дополнительно важно отметить, что все условия ведения бухучета прописываются в учетной политике предприятия.
Условия применения упрощенного бухучета
В статье 6 ФЗ-402 от 06.12.2011 года указаны основные условия применения упрощенного бухучета. Согласно положениям данного законодательного акта, упрощенная форма ведения бухгалтерского учета предназначена для:
- СМП – субъектов малого предпринимательства.
- Компаний некоммерческого плана.
- Предприятий, имеющих статус участника проекта «Сколково».
Согласно ст.4 ФЗ-209 от 24.07.2007 года, к субъектам малого предпринимательства можно отнести компании:
- кооперации потребительского типа;
- коммерческие фирмы;
- фермерские хозяйства.
Чтобы войти в группу малых предприятий, компании должны отвечать таким условиям:
- количество наемных сотрудников за прошедший год не более 100 человек;
- поступления от продаж и оказания услуг (без НДС) за год до 400 млн рублей;
- размер долевого участия иностранного капитала в компании до 25%.
Вместе с тем, не все предприятия имеют право перейти на упрощенный бухучет. В перечень указано о том, кто может не получить такого права:
- Компании, чья отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.
- Кооперативы жилищно-строительной и потребительской направленности.
- Микрофинансовые организации
- Компании госсектора, политические партии.
- Адвокатские бюро, коллегии, консультации.
- Палаты адвокатов и нотариусов.
- Некоммерческие объединения, являющиеся иностранными агентами.
Порядок ведения упрощенного бухучета заведомо прописывается ООО в учетной политике. Документ является основным для организации учета хозяйственных операций компании. Для малых предприятий, учетная политика так же регулирует все вопросы, связанные с применением определенной системы налогообложения, порядком учета доходов и расходов.
Пример по ведению упрощенного бухучета для СМП
Андрей организовал ООО, не сообщив, что будет заниматься оказанием юридических услуг населению, помимо другого вида деятельности. Затем, в качестве СМП, Андрей перевел свое предприятие на упрощенный бухучет.
Следующим шагом мужчины стало открытие адвокатской консультации. Андрей в течение полугода оказывал юридические услуги и применял упрощенный бухгалтерский режим.
После проверки, данное обстоятельство было выяснено и на компанию было наложено сразу несколько штрафов. Во-первых, за то, что руководитель ООО не сообщил о новом виде деятельности, а во-вторых, за организацию бухучета в упрощенном виде, без наличия на это законных оснований.
В итоге, Андрея обязали уплатить штраф, и внести необходимые коррективы в организацию работы предприятия.
Заключение
В завершение можно сформулировать ряд выводов:
- Упрощенная форма бухгалтерского учета может быть использована большинством малых предприятий. Регулируется порядок предоставления такого права специальными законодательными актами.
- В 2022 году малым предприятиям Минфин разрешил упростить бухгалтерский учет, за счет изменения отчетных форм, исключения некоторых обязательных условий при организации бухучета предприятия.
- К малым компаниям относятся организации отвечающие группе критериев. Определенные фирмы не могут выбрать такой вариант бухучета.
- Основные положения ведения бухучета прописываются в учетной политике государства.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ведению упрощенного бухгалтерского учета для СМП
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Я работаю бухгалтером в ООО. Мы находимся на УСН. В учетной политике прописано, что мы имеем право упрощенный вариант бухучета, что делали на протяжении года.
На днях учредители компании приняли решение о принятии нового участника – иностранную фирму, которая будет распоряжаться 30%-ной долей уставного капитала предприятия. Подскажите, каким образом теперь поступить с бухучетом, если в учетной политике прописано, что у нас он организован упрощенным образом. И еще, с какого времени мы должны будем перейти на организацию полноценного учета?
Ответ: Добрый день, Марина. В ст. 6 ФЗ-402 от 06.12.2011 года действительно указано, что при участии в компании иностранного представителя с долей уставного капитала от 25%, компания теряет право на использование упрощенного бухучета.
В вашей ситуации происходит именно это, поэтому вы обязаны будете перейти на обычный порядок ведения бухучета после того, как произойдет регистрация включения иностранной фирмы в состав участников ООО.
Что касается учетной политики, то в данном документе право на применение упрощенного порядке ведения бухучета, как правило, носит рекомендательный характер и обычно не требует внесения поправок.
Если изменения все же необходимы, то этим должно заняться специальное лицо, в установленном законом порядке.
Список законов
Вам могут быть интересны следующие статьи:
Остались вопросы и ваша проблема не решена? Получите бесплатную консультацию у юристов прямо сейчас
Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!
Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.