Бухгалтерский учет ООО
Содержание статьи:
Бухучет ООО
Виды имущества, используемого в ходе деятельности предприятия, а также обязательства и различные хозяйственные операции компании, при проведении которых меняется состав указанных групп, называются объектами бухгалтерского учета.
В зависимости от состава и сферы использования имущество компании может быть разделено на следующие группы:
- Внеоборотные активы: основные средства (здания, сооружения, техника, инвентарь), нематериальные активы (ценности, имеющие стоимость и приносящие доход, но не являющиеся вещественными), капитальные вложения (в строительство, покупку ОС, на приобретение объектов природопользования и нематериальных активов) и долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, долги сроком от года).
- Оборотные активы – вложения в другие источники дохода сроком не более чем на год. В их состав включены: материальные активы (сырье, топливо, полуфабрикаты, иные виды), средства в расчетах (переданные другому предприятию) и отвлеченные средства (изъятые из оборота – налоги, взносы в фонды, накопления).
Обязанность по ведению бухучета возникает у предприятия автоматически после того, как фирма прошла официальную регистрацию в ИФНС. С начала деятельности компании руководитель обязан назначить ответственное лицо (главного бухгалтера) по организации и ведению бухучета. Можно нанять стороннюю организацию или частное лицо для выполнения обязанностей. Тогда стоимость ведения бухгалтерского учета ООО будет оговаривать отдельно. В случае, если такого лица нет, все необходимые работы и мероприятия обязан выполнять сам руководитель.
Учетная политика
Одним из основных документов для ООО является учетная политика. В налоговом законодательстве дается следующее определение данного термина: учетная политика – это совокупность способов и методик ведения бухучета на предприятии, которые включают в себя: первичное наблюдение, оценку и группирование полученных данных, подведение итогов деятельности компании.
Формированием документа занимается главный бухгалтер предприятия, а утверждается «политика» руководителем. В учетную политику включаются элементы, как:
- план счетов, утвержденный организацией, требующихся для полноценного ведения бухучета ООО;
- формы первичных документов;
- условия и этапы проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия;
- методика оценки активов и обязательств;
- правила документооборота, включая обработку, учет и хранение бумаг;
Утверждение документа осуществляется по завершению первого налогового периода. Учетная политика ООО применена для следующих целей:
- Полное и своевременное отражение в учете всех аспектов работы предприятия.
- Рациональная организация ведения бухучета в компании.
Положения учетной политики могут быть изменены в отдельных случаях:
- при внесении поправок в действующее законодательство;
- при разработке новых методик ведения бухучета;
- в связи с важными изменениями в работе компании.
Первичные учетные документы
Первичная документация в бухучете – это бумаги, которые фиксируют проведение определенной хозяйственной операции в дальнейшем используются для формирования налоговой отчетности. По назначению выделяют следующие виды документации:
- распорядительная – приказы, доверенности, наряды;
- оправдательная – кассовые чеки, накладные на расход материалов;
- бухгалтерского оформления – расчеты, справки, ведомости, регистры;
- комбинированная – документы, имеющие несколько назначений; расчетно-платежная ведомость.
Первый вид документации в ведении бухучета предприятия участия не принимает. По способу отражения хозяйственных операций бумаги делятся на:
- первичные – составляются в процессе совершения операции;
- сводные (регистры) – в них обобщается информация, отображенная в первичной документации.
Первичные документы также могут быть различной формы, в частности: кассовые ордера, счета-фактуры, чеки, накладные, требования, платежные ведомости и поручения. Обязательными реквизитами каждой формы являются:
- Наименование.
- Дата и номер.
- Название компании (полное и краткое), которая выписывает документ и ее реквизиты.
- Подпись ответственного лица.
- Печать организации (если имеется).
Исправления в оформленном первичном документе недопустимы, так как эти бумаги являются начальным пунктом организации бухгалтерского учета ООО.
Сводные документы или регистры необходимы для того, чтобы систематизировать и обобщить данные, зафиксированные в первичной документации. Ведение бухгалтерского учета ООО начинается с оформления первичных документов, сведения данных в бухгалтерских регистрах и внесения итоговых показателей в налоговые отчеты для исчисления обязательных платежей. Чаще всего регистры бухгалтерского учета формируются в специальной программе, однако, допускаетсяих оформление в письменном виде (к примеру, КУДиР). Формы сводных отчетов бывают различными: книги, карточки, «шахматки». Каждый из указанных документов должен иметь название, период, за который составляются, наименование организации, для которой ведется.
В регистры бухучета можно вносить коррективы. Для этого требуется зачеркнуть неверный показатель и сверху написать правильный. Внесенную поправку, при необходимости следует заверить подписью должностного лица.
Инвентаризация и измерение объектов бухгалтерского учета
Инвентаризация – это проверка соответствия фактического наличия активов или обязательств компании их документальному отображению. При помощи такой процедуры выполняется проверка возможных ошибок текущего учета, а также обеспечивается сохранность имущества предприятия.
Инвентаризация может быть полной или частичной, плановой и внеплановой. Мероприятие проводится в соответствии с утвержденным организацией планом, кроме случаев, когда процедура является необходимой. К примеру, инвентаризация основных средств должна проводиться не чаще раза в 5 лет.
В том случае, если объект налогообложения выражен не в единицах, а представлен метражом или единой массой, он подлежит измерению. Стоимость объектов учитывается в национальной валюте. Если цена имущества указана в иностранной валюте, стоимость следует перевести в национальную валюту по актуальному курсу ЦБ РФ.
Исправление ошибок в бухгалтерском учете
Ошибка или неправильное отражение фактов работы компании в бухучете могут быть исправлены. Такая возможность предоставлена инструкцией ПБУ 22/10, утвержденной приказом Минфина №63н от 28.06.2010. Исправление бухгалтерской ошибки оформляется в виде бухгалтерской справки с указанием корректировки и комментариями.
По уровню значимости ошибки бывают:
- Существенными – влияющими на экономические решения в работе предприятия.
- Несущественными – не оказывающие значительного влияния на работу компании.
Следует отметить, что существенные ошибки не могут быть исправлены после подписания отчетности. Коррективы могут быть внесены только в следующем отчетном периоде.
Несущественные ошибки могут быть исправлены в том периоде, где были выявлены.
Хранение документов бухгалтерского учета
Согласно ст.29 ФЗ № 402 от 06.12.2011, бухгалтерская документация подлежит хранению сроком в пять лет. Безопасное хранение обеспечивает руководство компании. Для этого должно быть выделено специальное помещение с полками и стеллажами. К документации составляется общий перечень, согласно которому периодически выполняется уничтожение документов, срок которых составил более 5 лет.
В случае смены руководителя должна быть выполнена передача документации. Порядок проведения мероприятия оговаривается заранее в учетной политике.
Заключение
В завершение написанного можно сделать несколько выводов:
- Организация и ведение бухгалтерского учета ООО являются обязанностью компании, которая возникает сразу же после постановки на учет.
- Бухучет организуется с учетом объектов и правил его ведения.
- Все положения, относительно которых организуется учет необходимых моментов в деятельности предприятия, прописываются в учетной политике.
- Учетная политика может быть изменена, если для этого есть законные основания.
- Бухгалтерская документация представлена первичными и сводными формами. Первичные документы оформляются во время выполнения хозяйственной операции, а сводные (регистры) формируются на основании данных первичной документации.
- Инвентаризация является необходимым процессом для выявления неточностей бухучета, а также получения гарантии сохранности материальных ценностей компании.
- Бухгалтерские ошибки бывают существенными и несущественными. Порядок исправления изложен в специальной инструкции.
- Срок хранения документации составляет 5 лет.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по бухгалтерскому учету ООО
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел Константинович. Я директор и одновременно учредитель ООО. Организация бухгалтерского учета ООО поручена главному бухгалтеру – Татьяне Михайловне. Сейчас мы столкнулись с одной проблемой. Дело в том, что регистрация ООО произошла в начале марта 2022 года. На сегодняшний день мы не представили учетную политику в ИФНС, поскольку, как я слышал, мы обязаны это сделать по завершении отчетного периода, то есть года.
Сейчас в отношении предприятия начислен штраф в размере 10 тыс. рублей в связи с тем, что у нас отсутствует не только бухгалтерская, но и налоговая учетная политика. Подскажите, правомерно ли наложение такого штрафа и должны ли мы разрабатывать два вида учетной политики?
Ответ: Здравствуйте, Павел Константинович. В ПБУ 1/2008, утвержденных приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 подробно указано, как вести бухгалтерский учет ООО. В этом же документе указано, что бухгалтерская учетная политика должна быть предоставлена в ИФНС не позднее 90 дней с даты регистрации, а налоговая учетная политика подается в ИФНС по завершении первого квартала деятельности компании.
Если данный документ не представлен или отсутствует, на компанию может быть наложен штраф. Исходя из того, что вы вообще не предоставили учетную политику и был рассчитан штраф. Таким образом, вы не сможете оспорить вынесенное решение и опротестовать начисленный штраф.
Что касается видов документа, то налоговая УП описывает, в том числе, как должен быть организован налоговый учет предприятия ООО, а бухгалтерская, указывает как организуется бухгалтерский учет ООО.
Список законов
Вам могут быть интересны следующие статьи:
Остались вопросы и ваша проблема не решена? Получите бесплатную консультацию у юристов прямо сейчас
Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!
Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.