+7 (499) 455-02-67 | Москва
+7 (499) 455-02-67 Москва +7 (812) 317-18-65 Санкт-Петербург

Остальные регионы

Бухгалтерский учет ООО

Бухучет ООО

Виды имущества, используемого в ходе деятельности предприятия, а также обязательства и различные хозяйственные операции компании, при проведении которых меняется состав указанных групп, называются объектами бухгалтерского учета.

В зависимости от состава и сферы использования имущество компании может быть разделено на следующие группы:

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

  1. Внеоборотные активы: основные средства (здания, сооружения, техника, инвентарь), нематериальные активы (ценности, имеющие стоимость и приносящие доход, но не являющиеся вещественными), капитальные вложения (в строительство, покупку ОС, на приобретение объектов природопользования и нематериальных активов) и долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, долги сроком от года).
  2. Оборотные активы – вложения в другие источники дохода сроком не более чем на год. В их состав включены: материальные активы (сырье, топливо, полуфабрикаты, иные виды), средства в расчетах (переданные другому предприятию) и отвлеченные средства (изъятые из оборота – налоги, взносы в фонды, накопления).

Обязанность по ведению бухучета возникает у предприятия автоматически после того, как фирма прошла официальную регистрацию в ИФНС. С начала деятельности компании руководитель обязан назначить ответственное лицо (главного бухгалтера) по организации и ведению бухучета. Можно нанять стороннюю организацию или частное лицо для выполнения обязанностей. Тогда стоимость ведения бухгалтерского учета ООО будет оговаривать отдельно. В случае, если такого лица нет, все необходимые работы и мероприятия обязан выполнять сам руководитель.

Учетная политика

Одним из основных документов для ООО является учетная политика. В налоговом законодательстве дается следующее определение данного термина: учетная политика – это совокупность способов и методик ведения бухучета на предприятии, которые включают в себя: первичное наблюдение, оценку и группирование полученных данных, подведение итогов деятельности компании.

Формированием документа занимается главный бухгалтер предприятия, а утверждается «политика» руководителем. В учетную политику включаются элементы, как:

  • план счетов, утвержденный организацией, требующихся для полноценного ведения бухучета ООО;
  • формы первичных документов;
  • условия и этапы проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия;
  • методика оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота, включая обработку, учет и хранение бумаг;

Утверждение документа осуществляется по завершению первого налогового периода. Учетная политика ООО применена для следующих целей:

  1. Полное и своевременное отражение в учете всех аспектов работы предприятия.
  2. Рациональная организация ведения бухучета в компании.

Положения учетной политики могут быть изменены в отдельных случаях:

  • при внесении поправок в действующее законодательство;
  • при разработке новых методик ведения бухучета;
  • в связи с важными изменениями в работе компании.

Первичные учетные документы

Первичная документация в бухучете – это бумаги, которые фиксируют проведение определенной хозяйственной операции в дальнейшем используются для формирования налоговой отчетности. По назначению выделяют следующие виды документации:

  • распорядительная – приказы, доверенности, наряды;
  • оправдательная – кассовые чеки, накладные на расход материалов;
  • бухгалтерского оформления – расчеты, справки, ведомости, регистры;
  • комбинированная – документы, имеющие несколько назначений; расчетно-платежная ведомость.

Первый вид документации в ведении бухучета предприятия участия не принимает. По способу отражения хозяйственных операций бумаги делятся на:

  • первичные – составляются в процессе совершения операции;
  • сводные (регистры) – в них обобщается информация, отображенная в первичной документации.

Первичные документы также могут быть различной формы, в частности: кассовые ордера, счета-фактуры, чеки, накладные, требования, платежные ведомости и поручения. Обязательными реквизитами каждой формы являются:

  1. Наименование.
  2. Дата и номер.
  3. Название компании (полное и краткое), которая выписывает документ и ее реквизиты.
  4. Подпись ответственного лица.
  5. Печать организации (если имеется).

Исправления в оформленном первичном документе недопустимы, так как эти бумаги являются начальным пунктом организации бухгалтерского учета ООО.

Сводные документы или регистры необходимы для того, чтобы систематизировать и обобщить данные, зафиксированные в первичной документации. Ведение бухгалтерского учета ООО начинается с оформления первичных документов, сведения данных в бухгалтерских регистрах и внесения итоговых показателей в налоговые отчеты для исчисления обязательных платежей. Чаще всего регистры бухгалтерского учета формируются в специальной программе, однако, допускаетсяих оформление в письменном виде (к примеру, КУДиР). Формы сводных отчетов бывают различными: книги, карточки, «шахматки». Каждый из указанных документов должен иметь название, период, за который составляются, наименование организации, для которой ведется.

В регистры бухучета можно вносить коррективы. Для этого требуется зачеркнуть неверный показатель и сверху написать правильный. Внесенную поправку, при необходимости следует заверить подписью должностного лица.

Инвентаризация и измерение объектов бухгалтерского учета

Инвентаризация – это проверка соответствия фактического наличия активов или обязательств компании их документальному отображению. При помощи такой процедуры выполняется проверка возможных ошибок текущего учета, а также обеспечивается сохранность имущества предприятия.banner-01

Инвентаризация может быть полной или частичной, плановой и внеплановой. Мероприятие проводится в соответствии с утвержденным организацией планом, кроме случаев, когда процедура является необходимой. К примеру, инвентаризация основных средств должна проводиться не чаще раза в 5 лет.

В том случае, если объект налогообложения выражен не в единицах, а представлен метражом или единой массой, он подлежит измерению. Стоимость объектов учитывается в национальной валюте. Если цена имущества указана в иностранной валюте, стоимость следует перевести в национальную валюту по актуальному курсу ЦБ РФ.

Исправление ошибок в бухгалтерском учете

Ошибка или неправильное отражение фактов работы компании в бухучете могут быть исправлены. Такая возможность предоставлена инструкцией ПБУ 22/10, утвержденной приказом Минфина №63н от 28.06.2010. Исправление бухгалтерской ошибки оформляется в виде бухгалтерской справки с указанием корректировки и комментариями.

По уровню значимости ошибки бывают:

  1. Существенными – влияющими на экономические решения в работе предприятия.
  2. Несущественными – не оказывающие значительного влияния на работу компании.

Следует отметить, что существенные ошибки не могут быть исправлены после подписания отчетности. Коррективы могут быть внесены только в следующем отчетном периоде.

Несущественные ошибки могут быть исправлены в том периоде, где были выявлены.

Хранение документов бухгалтерского учета

Согласно ст.29 ФЗ № 402 от 06.12.2011, бухгалтерская документация подлежит хранению сроком в пять лет. Безопасное хранение обеспечивает руководство компании. Для этого должно быть выделено специальное помещение с полками и стеллажами. К документации составляется общий перечень, согласно которому периодически выполняется уничтожение документов, срок которых составил более 5 лет.

В случае смены руководителя должна быть выполнена передача документации. Порядок проведения мероприятия оговаривается заранее в учетной политике.

Заключение

В завершение написанного можно сделать несколько выводов:

  1. Организация и ведение бухгалтерского учета ООО являются обязанностью компании, которая возникает сразу же после постановки на учет.
  2. Бухучет организуется с учетом объектов и правил его ведения.
  3. Все положения, относительно которых организуется учет необходимых моментов в деятельности предприятия, прописываются в учетной политике.
  4. Учетная политика может быть изменена, если для этого есть законные основания.
  5. Бухгалтерская документация представлена первичными и сводными формами. Первичные документы оформляются во время выполнения хозяйственной операции, а сводные (регистры) формируются на основании данных первичной документации.
  6. Инвентаризация является необходимым процессом для выявления неточностей бухучета, а также получения гарантии сохранности материальных ценностей компании.
  7. Бухгалтерские ошибки бывают существенными и несущественными. Порядок исправления изложен в специальной инструкции.
  8. Срок хранения документации составляет 5 лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по бухгалтерскому учету ООО

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел Константинович. Я директор и одновременно учредитель ООО. Организация бухгалтерского учета ООО поручена главному бухгалтеру – Татьяне Михайловне. Сейчас мы столкнулись с одной проблемой. Дело в том, что регистрация ООО произошла в начале марта 2016 года. На сегодняшний день мы не представили учетную политику в ИФНС, поскольку, как я слышал, мы обязаны это сделать по завершении отчетного периода, то есть года.

Сейчас в отношении предприятия начислен штраф в размере 10 тыс. рублей в связи с тем, что у нас отсутствует не только бухгалтерская, но и налоговая учетная политика. Подскажите, правомерно ли наложение такого штрафа и должны ли мы разрабатывать два вида учетной политики?

Ответ: Здравствуйте, Павел Константинович. В ПБУ 1/2008, утвержденных приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 подробно указано, как вести бухгалтерский учет ООО. В этом же документе указано, что бухгалтерская учетная политика должна быть предоставлена в ИФНС не позднее 90 дней с даты регистрации, а налоговая учетная политика подается в ИФНС по завершении первого квартала деятельности компании.

Если данный документ не представлен или отсутствует, на компанию может быть наложен штраф. Исходя из того, что вы вообще не предоставили учетную политику и был рассчитан штраф. Таким образом, вы не сможете оспорить вынесенное решение и опротестовать начисленный штраф.

Что касается видов документа, то налоговая УП описывает, в том числе, как должен быть организован налоговый учет предприятия ООО, а бухгалтерская, указывает как организуется бухгалтерский учет ООО.

shtamp-01

Список законов

Вам могут быть интересны следующие статьи:


Остались вопросы и ваша проблема не решена? Получите бесплатную консультацию у юристов прямо сейчас

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.



Сохраните статью себе!