Остальные регионы

Добровольное закрытие ИП

Увольнение работников

Как закрыть ИП, чтобы в дальнейшем не возникло непредвиденных неприятностей? С чего начать процесс закрытия?

Вынужденное или добровольное закрытие ИП обязывает предпринимателя уволить своих сотрудников (это первый этап в процессе ликвидации ИП). Однако перед увольнением работодатель должен заранее (за 2 месяца до увольнения) известить об этом Центр по занятости населения, отправив письмо с соответствующим сообщением.

Уволить работников можно посредством расторжения трудовых договоров. Расторгается соглашение на основании ст. 78 ТК России (с согласия сторон), ст. 81, п. 1 ТК России (прекращение деятельности предпринимателя) или ст.80 ТК России (по собственному желанию – при условии, что работники его изъявят). Факт расторжения трудовых договоров фиксируется в трудовых книжках уволенных работников (делается соответствующая запись, заверенная печатью ИП).

Уволенным работникам работодатель обязан выплатить все необходимые суммы за отработанные дни (отпускные, больничные, заработную плату). В случае увольнения из-за прекращения коммерческой деятельности, работодатель должен вдобавок к основным выплатам выдать сотруднику среднюю зарплату на период трудоустройства и выходное пособие.

После увольнения сотрудников и перед подачей заявления на закрытие ИП, предприниматель формирует, предоставляет отчётность в ФСС (форма 4-ФСС) и ПФР (форма РСВ-1). Для составления отчётности берётся период с 1 января текущего года до дня подачи документации во внебюджетный фонд. Отчёты (по уплаченным и начисленным налогам) следует передать в фонды до момента подачи заявления налоговикам о регистрации окончания деятельности ИП (Закон № 212-ФЗ ч. 15, ст. 15).

Если возникла ситуация, при которой величина уплаченного налога меньше размера начисленного (возникла задолженность), ИП обязан уплатить возникшую разницу на протяжении 15 дней, идущих после момента подачи расчётов (Закон №212-ФЗ ч. 15, ст. 15). В ситуации, когда возникла переплата по налогам, следует написать заявление о возврате переплаченных средств. Переплаченные средства будут возвращены предпринимателю на протяжении 30 дней (Закон № 212-ФЗ, ст. 26, п. 11).

Закрытие счета и снятие с учета ККТ

Чтобы закрыть расчётный счет предпринимателю потребуется обратиться в отделение обслуживающего банка и написать заявление по стандартной форме. Заявление отдать банковскому работнику, ведущему приём предпринимателей. О факте закрытия счета банковские работники сообщат инспекторам налоговой инспекции (предпринимателю сообщать об это в налоговую необязательно).

Предпринимателю, для снятия ККТ с учёта, потребуется предоставить в налоговую структуру несколько документов (Приказ Минфина РФ № 94н п. 26, от 29.06.2012):

Снятие ККТ с учёта осуществляется в несколько этапов (п. 81-84 указания Минфина РФ № 94н):

  1. Подача в налоговую службу заявления и необходимой документации о снятии аппарата с учёта.
  2. Выезд сотрудника налоговой инспекции и специалиста ЦТО к месту нахождения ККТ.
  3. Составление акта о взятых показаниях контрольного и суммирующего денежного счётчика.
  4. Занесение отметки, заверенной печатью территориальной налоговой инспекции в регистрационную карточку, учётную книгу, учётный талон и паспорт ККТ.
  5. Указание в паспорте ККТ пароля доступа к ФС (фискальная память) аппарата.

Заполнение заявления

Заявление на закрытие ИП заполняется в форме Р26001. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на закрытие ИП].

При самостоятельном заполнении бланка заявления следует выполнить несколько требований:

  • документ заполнить черными чернилами и печатными буквами (вручную) или с использованием шрифта Courier New, высотой букв 18 (в электронной форме);
  • в бланке указать ФИО и ИНН предпринимателя, № ОГРНИП, контактную информацию заявителя (телефон, email, адрес), подпись, сведения о лице, подтвердившем достоверность подписи заявителя;

Оплата госпошлины

Оплата госпошлины осуществляется в том же отделении ИФНС, в которое подавалось заявление о закрытии ИП. Оплату можно осуществить в кассе ИФНС или с помощью электронного сервиса «Уплата пошлин», находящегося в разделе «Электронная услуга» сайта ФНС РФ. Можно прибегнуть и к услугам банка, например, СБ РФ.

Величина госпошлины равняется 20% от суммы пошлины, которую следует заплатить за регистрацию гражданина в качестве предпринимателя (НК России, ст.333.33, п.1, пп.7). В 2016 году сумма пошлины за закрытие ИП равняется 160 рублям.

В случае оплаты пошлины в кассе ИФНС предпринимателю потребуется самостоятельно и правильно заполнить бланк квитанции. Для этого в квитанции должны быть указаны следующие реквизиты:

  • наименование получателя платежа;
  • номер счёта и название банка, куда перечисляются деньги;
  • назначение и величина платежа.

Подача документов в налоговую

С целью ликвидации статуса ИП в налоговую инспекцию по месту проживания предпринимателя представляется следующая документация:

  • заявление формы Р26001;
  • квитанция, подтверждающая оплату пошлины (в размере 160 рублей по состоянию на 2016 год);
  • справка, выданная в ПФР и подтверждающая отсутствие задолженностей по налогам.

Подать документы можно лично (предъявив свой паспорт), через своего представителя (обладающего нотариальной доверенностью), по почте (с пометкой «Регистрация» на конверте), через сотрудников МФЦ либо портал госуслуг.

После получения документации, налоговый инспектор должен выдать предпринимателю расписку о принятии документов, в которой указана дата передачи и полный перечень отданных справок. Расписка выдаётся сразу, если документы отдаются в налоговую или МФЦ лично предпринимателем. Если документация отправлялась почтой, то расписка должна быть отправлена предпринимателю на его адрес на следующий рабочий день, после дня получения документов. Если документы передавались в электронной форме, то расписка отправляется предпринимателю на e-mail в аналогичном виде, в течение следующего рабочего дня.

Регистрация прекращения деятельности ИП выполняется на протяжении 5 дней, с момента подачи документов (ст.8 Закона №129-ФЗ от 08.08.2001). Если закрытие ИП происходит добровольно, то регистрация физлица в качестве предпринимателя, теряет силу с момента внесения соответствующей записи в госреестр ИП (после внесения записи налоговая выдаёт предпринимателю свидетельство, подтверждающее факт ликвидации ИП).

Сдача отчетности и уплата налогов

Виды деклараций и сроки их подачи зависят от налоговой программы, которой пользовался ИП. Отчётность при ОСНО:

  • декларация с НДС – подается на протяжении первых 25 дней месяца, наступившего после квартала, в котором ликвидировано ИП;
  • декларация 3-НДФЛ – должна быть предоставлена на протяжении 5 дней после прекращения предпринимательской деятельности (НК России ст. 229, п.3).

Если предприниматель использовал УСН, то ему следует подавать декларацию по УСН на протяжении первых 25 дней месяца, наступившего после месяца, в котором завершена коммерческая деятельность (НК России ст. 346.23, п.2). Если ИП применял ЕНВД, то ему потребуется подать декларацию по ЕНДВ на протяжении с 1 по 20 день в месяце, наступившем по окончании квартала, в котором ликвидировано ИП (НК ст. 346.23, п.2).

За несвоевременную подачу отчётности ст. 119, п.1 НК РФ предусмотрены штрафные санкции к предпринимателю. Размер санкций равняется 5% от неуплаченной величины налога за каждый просроченный месяц. При этом штраф не может быть меньше 1 тыс. руб. и не превысить 30% от суммы «просрочки».

Хранение документов

Отчётность, которая использовалась для начисления и оплаты налогов (включая документацию, подтверждающую удержание налогов, осуществление расхода и получение дохода) должна храниться предпринимателем на протяжении 4 лет. Документация, подтверждающая начисление и оплату страхового взноса (отчёт формы 4-ФСС и платёжные поручения) должны храниться предпринимателем на протяжении 6 лет (Закон №212-ФЗ ст. 28, ч. 2).

Кадровая документация после закрытия ИП должна храниться в муниципальных или государственных архивах. К кадровым документам, которые должны храниться 75 лет, относятся трудовые соглашения, вкладыши по учёту трудовых книжек, личные карточки работников, приказы об увольнении и приёме на работу, документы по начислениям зарплаты работникам. К документам, которые должны храниться 5 лет, относятся трудовой табель и расчётная ведомость.

Заключение

В завершение следует отметить несколько ключевых моментов:

  1. Как закрыть ИП в 2016 году? – Это можно сделать добровольно либо вынуждено (из-за банкротства, решения суда, смерти предпринимателя).
  2. Имущественная или налоговая ответственность бывшего бизнесмена перекладывается на физическое лицо (кроме ситуаций, описанных в ст. 446 ГПК России).
  3. Перед ликвидацией ИП следует уволить всех сотрудников, сдать отчётность, произвести оплату по налогам, закрыть р/с в обслуживающем банке, снять с учёта кассовый аппарат, свериться по расчётам с ФНС.
  4. Если перед закрытием у ИП имеется большая задолженность по налогам, то предпринимателю рекомендуется инициировать процедуру банкротства.
  5. По инструкции хранения отчётности, кадровая документация должна храниться в архивах на протяжении 75 лет (расчётные ведомости и трудовые табели – 5 лет).
  6. Документы деятельности ИП должны храниться 4 года. При этом бывший бизнесмен должен быть готов к тому, что налоговая инспекция может осуществить проверку его деятельности даже после ликвидации ИП.
  7. Виды деклараций, которые бизнесмену нужно предоставить, зависят от использовавшейся налоговой программы.
  8. После подачи в налоговую документов на закрытие ИП, налоговый инспектор должен выдать предпринимателю расписку о получении документации.

shtamp-01

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам могут быть интересны следующие статьи:


Сохраните статью себе!